Моё творческое кредо:
…Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев.
Данилёнок Татьяна Владимировна.
Родилась 15 мая 1956 года.
Образование высшее. Окончила в 1978
году Ставропольский государственный педагогический институт по специальности
биологии и химии.
Общий стаж работы 18 лет
Квалификационная категория - Высшая.
Проблема, над которой работаю: "Работа на цветочно-декоративном
участке, как форма комплексного подхода к экологическому, трудовому,
эстетическому воспитанию, обучению биологии, географии, экологии, предпрофильной подготовке на уроках и во внеурочное время».
Работая в качестве
учителя биологии, я обратила внимание на то, что объём учебного материала,
усложняется; на треть уменьшилось число часов, отведённых на изучение растений
по программе и полное отсутствие часов практических по ботанике. Программа по
биологии составлена в расчёт на городскую школу средней полосы. А именно
практическая работа позволяла закрепить на практике наглядно, на практике
теоретические знания и углубить их.
Пересмотрев календарно
тематическое планирование, я провела диагностику ЗУН и разработала свою концепцию преподавания
биологии в основе которой, лежит важнейший в биологии
метод – наглядность.
Проблема,
над которой я работаю, актуальна, т. е. соответствует потребностям школы: школа
имеет большую территорию, которой необходимо было придать эстетический вид.
Большинство учащихся проживают в частном секторе, имеют участки и потребность в
практических навыках ухода за растениями, облагораживание окружающей территории
существовала. Одним из пробелов в
знаниях учащихся в первые годы работы я выявила незнание видового разнообразия
растений. В отчётах по экскурсиям, лабораторных работах и во время устных
ответов на уроках биологии учащиеся затруднялись перечислить виды и роды
растений, произрастающих в нашей местности, их приспособленности к среде
обитания, это снижало качество знаний.
Особую трудность
школьники испытывали на уроках географии, изучая тему "растительный мир
природных зон". Для расширения кругозора учащихся в нашей школе имелось в
прямом смысле "поле деятельности" – огромная территория. И в первые же годы работы я привлекла школьников к
облагораживанию территории школы и через свой предмет обучаю биологии,
экологии, географии, прививаю навыки по уходу за растениями, развиваю
эстетические, нравственные чувства.
Через
свой предмет осуществляю задачу, над которой работает школа. "Здоровый
образ жизни – норма нравственного роста личности".
ПСИХОЛОИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В РАБОТЕ СО
ШКОЛЬНИКАМИ.
В
своей работе использую личностно-ориентированный подход в воспитании ребёнка.
Ш. Амоношвили писал: "Гуманная педагогика – это
та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя".
Реализуя идею гуманистической педагогики, стараюсь создать такую воспитательную
среду, в которой каждый ребёнок смог бы не только "оттаять душой", но
и самореализоваться, самоопределиться, найти себя в
любимом деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" – всё, без
чего невозможно состояться ребёнку как личности.
Работу
в новом классе начинаю с мониторинга. Учащиеся заполняют анкеты, в которых
отвечают на вопросы, что они знают о растениях, умеют ли ухаживать за ними, что
хотят узнать, чему научится. Узнаю их отношение к предмету, желание или
нежелание заниматься каким-то видом деятельности. Определяю багаж биологических
знаний, трудовых навыков.
Выявив
интересы учащихся, определяю их в рабочие группы. Считаю, что работа на участке
кроме выполнения педагогических задач: обучать, развивать, воспитывать, должна
доставлять радость, заинтересовать, способствовать сохранению и укреплению
здоровья не только физического, но и нравственного.
В
ходе работы возникают творческие объединения. В них идёт развитие творческих
способностей личности, коллективного творчества, воспитание культуры общения,
поведения, эстетической культуры.
В
общественно-полезном труде идёт воспитание добросовестности, старательности,
самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца, сознательной
дисциплинированности, обязательности, умения использовать свой будущий
жизненный успех с успехами сегодняшнего дня. Социальный оптимизм.
Переживание
ребёнком чувства хозяина в своей школе, на своей земле естественным образом
исключает принуждение в труде. Добросовестный и посильный труд воспитывает в
детях трудолюбие – важнейшее свойство личности. В. А. Сухомлинский писал: «Дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и
творчества».
Опираясь
на структуру личности, предложенную психологом К. Н. Платоновым, учитываю в
работе индивидуально-психические особенности – темперамент, характер,
способности (врождённые биологические черты). Психологические процессы –
память, волю, чувства, эмоции; опыт направленности личности – развиваю в ходе
работы.
Использую
главные принципы психодидантики. Кто Я? Чего я хочу?
Что я могу.
1. Всеобщая талантливость. Каждый
человек в чём-то талантлив. Бесталанных нет, а есть
занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то
получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3. Неизбежность перемен. Ни одно
суждение о человеке не может считаться окончательным.
Итак:
в учебной деятельности использую индивидуальные различия познавательных
процессов: особенности памяти, мышления, внимания, общие умственные и
специальные способности ученика. Использую индивидуальные особенности ребёнка,
для более результативного обучения, развития средствами своего предмета.
За
годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развивать
свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной,
заинтересованной деятельности.
Диагностика
учащихся по интересам облегчила работу. Не привлекаем тех, кому данная работа
не интересны, ибо результат будет печальный: затопчут, испортят, сделают
некачественно (это и соблюдение здоровья сберегающих технологий – «кого куда
привлечь»). Увлечённые дети участвуют в создании эскизов клумб, практической
работе по уходу за растениями Работа по составлению букетов и композиций
продолжается в кружке «Юный натуралист», «Клуб выходного дня». В кружке и на
факультативных занятиях ребята получают знания о ландшафтном участке.
Практика показала, что, используя индивидуальный подход, разделение
труда по интересам (перекапывание почвы, посадка растений, сбор семян,
прополка, фотографирование, работа звеньевыми с малышами, составление букетов и
т. д.), способствует общей заинтересованности
в работе и хорошим результатам. Кроме того, большое воспитательное
значение имеет работа детей в разновозрастных группах.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Проведение ряда уроков
биологии, географии на цветочно-декоративном участке, а так же использование
имеющихся на нём объектов позволяет расширить образовательную площадку и
применять ведущий в биологии принцип – наглядность; способствует гибкой,
неформальной системе проверки усвоения знаний; умений и навыков учащихся.
В
своей работе наряду с традиционными для биологии методами использую модель
естественнонаучного исследования Дж. Шваба, в основе, которой лежит ориентация
на научное исследование как образец для
построения обучения. Идеи науки можно постепенно понять лишь в контексте их
возникновения и обусловленных ими дальнейших исследований. Исследовательская
ориентация противостоит манере констатирующего изложения материала, «риторике
утверждений».
Стараюсь
дать почувствовать ученикам сам процесс добывания знаний, «приглашаю их к
открытию». Каждое из таких «приглашений» знакомит учащихся с процессом поиска
знаний, включает их в этот процесс.
Как
основу развития навыков использую мыслительную модель Б. Блума.
Активизация мыслительных процессов.
Уровень «Таксономии» Б. Блума |
Ключевые слова и фразы. |
Познание |
Соотнесите, перечислите,
расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. |
Понимание |
Расскажите своими словами;
опишите, что вы чувствуете относительно…; суммируйте; покажите взаимосвязь;
объясните смысл. |
Применение |
Продемонстрируйте;
объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить… |
Анализ |
Разложите на составляющие;
объясните причины; сравните; разложите
по порядку; классифицируйте, объясните, как и почему. |
Синтез |
Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдёт, если…;
придумайте другой вариант; есть ли другая причина. |
Оценка |
Установите нормы, отберите
и выберите; взвесьте возможности; выскажите критические замечания; выберете
то, что, что вам больше всего нравится; что вы думаете о… |
Традиционные методы
биологии – наглядность и практические методы. При изучении материала эти методы
используются в комплексе со словесными, что позволяет
активизировать мыслительную деятельность, процесс усвоения материала, как аудиалов, визуалов, так и кинестетиков. Доминантным является практический метод
репродуктивного и конструктивного характера.
Для стимулирования
творческой активности обеспечиваю благоприятную атмосферу, поощряю высказывания
оригинальных идей, трудолюбие, использую личный приём творческого подхода к
решению проблем.
ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫЙ УЧАСТОК ШКОЛЫ
Мы неразрывно связаны с
природой. В век технического прогресса, ускоренного развития науки и техники,
роста городов, возрастания психических нагрузок на личность человеку просто
необходима экологическая разрядка. И в этом огромную роль играет наше общение с
окружающей средой. Все больше и больше нас тянет на природу. Знакомясь с миром
удивительных, прекрасных форм, обилием тёплых и разнообразных спектров цвета и
зелени не оставляет равнодушным.
Общение с природой
невозможно оценить. Оно выражено в хорошем настроении и благодатной моральной
атмосфере.
Мы с учениками решили
приблизить уголки природы, чтобы радовался взгляд, созерцая их.
Цветочно-декоративный
участок был создан с целью улучшения эстетики школьного двора. Учёный Цзы Чэн писал: "Приходя в
сад, создаётся настроение".
Занятия в нашей школе проходят в
нескольких зданиях. Поэтому, в течение дня учащиеся большую часть времени
проводят на школьном дворе. Работа по благоустройству началась 6 лет назад.
Необходимо
было соединить воедино школьные постройки 60-летней давности, имеющиеся по
периметру школьного двора многолетние деревья разные на первый взгляд новые
насаждения, гармонично вписать их в общий план участка.
Хотелось,
чтобы школьный двор стал прекрасным уголком наслаждения природы.
Второй
целью создания участка – необходимость иметь наглядный материал, т. к. наглядность – один из ведущих методов в
биологии.
Для
этого необходимым сочла
1. видовое разнообразие растений
(отделы, классы, семейства), изучаемые по программе
2. коллекция должна состоять из растений
с различными способами вегетативного размножения
3. растения должны иметь простые и
сложные листья, разнообразные формы листовой пластинки, окрас листа и др.
Клумбы должны быть
постоянно цветущими, необходим подбор растений по срокам цветения.
Цветовая гамма цветов и
листьев должна быть гармонична.
Учитывать особенности
растений, при выборе места посадки.
Учитывать высоту, окраску
цветка и листов, сроки и продолжительность цветения, время сохранения
декоративности, возможность использования его для изучения в учебном курсе.
Учитывать следующие
факторы: перспектива развития растений (их рост в высоту, разрастание куста).
Растения высаживаю рядами
и группами, учитываю рост.
Необходимо, чтобы сроки
цветения были продолжительны, и привлекательность клумбы сохранялась как можно
дольше.
Создавая
композицию участка, исходила из того, что каждое растение имеет свои
декоративные качества: у одних это цветы, у других необычная форма кроны, у
третьих – ажурная, красочная листва или яркая окраска кроны, вечнозелёные
листья и т. д. Использую растение так, чтобы его декоративность подчёркивалась,
становилась главной в какой-то период времени, и в то же время скрыть
неприглядность строений, ограждения.
ВИДЫ ПОСАДОК НА УЧАСТКЕ
Клумба – цветник в форме круга, квадрата, прямоугольника, ромба.
Требования к клумбе – должна хорошо
просматриваться со всех сторон.
На участке 3 треугольные клумбы цветущие, квадратная ковровая (высажены коврово-лиственные растения, имеющие красивый внешний вид в течение длительного периода времени).
Одна
квадратная, "Г" образной формы. Одна рабатка (нем. «грядка») длинная
полоса с параллелограммными сторонами. Ширина 1,5 –
Бордюры
цветущие и долго остаются зелёными с марта по декабрь.
Цветущая
клумба создавалась ровной по горизонтали. Чтобы избежать вытаптывания,
использую бордюр из ириса, лилейника, дубков. Бордюры одно и многорядные с
хорошей плотностью куста. Они быстро разрастались и подчёркивают границы клумб.
В центре высаживаю самые высокие растения, постепенно снижаю высоту к краю. В
центре – размещаю цветы боле рыхло, а по краям плотно.
Миксбордер (смешанный бордюр). Его ширина от 1,
5 до
На
заднем плане вдоль изгороди располагаются, чередуясь, кустарники чубушника и форзиции. От них с понижениями небольшими группами – рядами многолетники –
ирисы, пионы. Остальное пространство засаживается однолетниками.
Используем солитерные
посадки.
Это
конечно высаженное растение (солитер), привлекающее внимание, являющееся
акцентом композиции. На миксбордере это два куста шиповника. Украшением одной из
клумб стал не стриженный, с повислыми ветвями куст форзиции. На других - одиночные кусты самшита, куст
многолетнего мака, подрастающие юкки.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЦВЕТУ
При оформлении цветника
учитываем с учащимися правила сочетания различных колеров. Различают
цвета активные, или тёплые (красный, оранжевый, жёлтый), пассивные, или
холодные (зелёный, синий, фиолетовый). Белый и чёрный считают
нейтральными. Лучшие сочетание цветов – красный с
зелёным, оранжевый с синим, жёлтый с фиолетовым. Расположение таких растений
рядом дают весьма эффективное, гармонически контрастное сочетание, цвета
взаимно дополняют друг друга и кажутся интенсивнее. Менее гармонично и менее
эффектно, но допустимо сочетание красного с жёлтым, жёлтого с синим, синий с фиолетовым или зелёным. Такие сочетания не
гармоничны, не приятны для глаз. В случае необходимости высадки не гармонирующихся по колеру растений между ними размещаются
растения, нейтральные по цвету (белые).
ДЕКОРАТИВНАЯ ЦЕННОСТЬ РАСТЕНИЙ
Декоративная
ценность растений включает в себя несколько критериев. Это -
высота, форма кроны, его необычность, цвет коры, листьев, сроки и
продолжительность цветения, формы, цвет, размеры и аромат цветов,
декоративность плодов и время сохранения на растении.
У
цветущих растений учитываем следующие факторы: форму, размеры и окраску цвета,
сроки и продолжительность цветения, декоративные качества после цветения.
Предпочтение
отдается растениям с длительным цветением. Создавая групповые посадки, выбираем
растения так, чтобы цветение было постоянным в течение всего сезона. Так, на
центральной клумбе в ноябре растут дубки, в декабре радует глаз календула, а в
феврале – марте зажигаются солнечные пятна копытня. В течение всего сезона
цветовые пятна из разных цветов сменят друг друга. Подбирая растения
учитываем все 4 времени года.
СОДЕРЖАНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Основные направления деятельности
учащихся на участке; выращивание растений, наблюдение за ростом и развитием,
проведение опытов в соответствии с программами биологии, экологии.
Работа
учащихся на участке осуществляется за счет времени, отводимого на уроки
трудового обучения, отдельные темы уроков биологии, экскурсии, практические
работы, субботники, кружковую работу, факультативные занятия. Деятельность
школьников "Зелёный патруль" в летний период организуется по
составленному в школе графику.
Режим
труда на участке устанавливается с учётом правил по технике безопасности при
изучении биологии в общеобразовательных школах (инструктивное письмо
Министерства Просвещения от 14. 08.
Учащиеся
допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике
безопасности. Для работы на участке формируются группы не более 15 человек.
Работа
на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью
плана учебно-воспитательной работы школы.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2006 –
Время |
Работа |
Задачи |
Лето – осень |
Подбор видового и сортового состава |
Создать клумбы постоянно цветущие с
ранней весны до глубокой осени |
Осень – зима |
Обработка семян. Пересаживание
многолетников |
|
Март |
Подбор семян, продумывание названия
клумб. Проектирование размещения по высоте, окраске, цветовой гамме, учёт
времени цветения. |
|
Март – апрель |
Перекатывание клумб, оформление.
Посадка примул, нарциссов, тюльпанов, ириса, кустарника. Посев: гипсофилы,
бархатцев, георгин, левкои. |
|
Май |
Пересадка рассады Уход за растениями |
|
Июнь – июль |
Сбор семян |
|
Август |
Засушивание растений для зимних
букетов |
ЗАДАЧИ
ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО УЧАСТКА
Цветочно-декоративный участок в нашей
школе существует с 1999 года. Создан для проведения
учебных и внеклассных занятий по биологии, экологии, географии, трудовому
обучению, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий.
Функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс
образовательных задач:
1. совершенствование знаний учащихся по
названным выше дисциплинам;
2. формирование практических умений по
выращиванию растений, уходу за растениями;
3. формирование интеллектуальных и
практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой
состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по
благоустройству школьной территории;
4. развитие интереса учащихся к изучению
растений;
5. формирование у учащихся
ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её
сохранению и улучшению;
6. развитие эстетических чувств у
школьников;
7. развитие интереса школьников к
профессиям, связанным с выращиванием растений и уходом за ними.
Подбор
культур для выращивания определяется природно-климатическими условиями
(предпочтение отдаётся засухоустойчивым, долго цветущим растениям).
Древесно-кустарниковые
породы и цветочные культуры – необходимая составная часть городской среды.
Выращивание растений – реальное направление практической эколого-ориентированной
деятельности школьников на участке и на территории школы. При изучении
древесно-кустарниковых пород и цветочных растений в окружающей человека среде,
их эстетическое значение, гигиеническое, познавательное, нравственное,
экологическое. Это область прикладной биологии и экологии – технология
выращивания растения для оформления помещений, озеленения школы и населённого
пункта. Учащиеся наглядно изучают эколого-биологическую характеристику основных
видов растений, основных видов работ, способов ухода за растениями. Способы
размножения растений.
КАТАЛОГ. РАСТЕНИЯ
УЧАСТКА
ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫЕ
ФОРМЫ |
|
Название растения |
Особенности, позволяющие
использовать растение на уроке |
Акация глядичая |
Колючки – заметное приспособление
от поедания |
Каштан конский |
Пальчатосложный лист. Высокая всхожесть семян.
Теплолюбив. |
Туя восточная |
Овальная крона. Голосеменное
растение. |
Тутовник (шелковица) белый |
Тутовое шелководство. Плод –
соплодие. Высокая побегообразовательная
способность. |
Самшит |
В районе Сочи находится реликтовая
тисосамшитовая роща. Самшит колхидский занесён в
красную книгу России. Статус второй категории. Находится под угрозой
исчезновения. В толщину за год даёт прирост стебля 1мм. Лимитирующий фактор –
ценная древесина. |
Сирень |
Позднее опадание листа. Крупные
почки, супротивное листорасположение, сложное соцветие – метёлка. |
Спирея вангутта
|
Формирование кроны. Аромат.
Декоративность. |
Чубушник |
Семейство розоцветных.
Соцветие кисть. Лист простой. Аромат, супротивное листорасположение.
Формирование кроны. |
Черёмуха обыкновенная |
Лекарственное растение. Соцветие
кисть. Медонос. |
Форзиция |
Раннее цветение – апрель.
Формирование кроны. Весенняя и летняя декоративность. |
Шиповник собачий Культурные сорта роз |
Лекарственное растение. Семейство розоцветные. Сложный, непарноперистый лист. Строение
цветка. Исходный материал для селекционеров. |
Берёза белая |
Окрас ствола. Ствол русской
природы. Соцветие серёжки. Простой лист. |
Яблоня |
Семейство розоцветные.
Строение цветка, плода. Фруктовое дерево. Лекарственное. |
Дуб черещатый |
Форма листа. Прочная древесина.
Символ долголетия. Плод – жёлудь. |
Виноград девичий |
Лиана. Лист пальчатосложный.
Плод ягода. Видоизменение стебля – усы. |
ТРАВЯНИСТЫЕ
ПОЧВОКРОВНЫЕ МНОГОЛЕТНИКИ |
|
Гвоздика |
Двулетнее. Образует дернину. |
Ландыш |
Семейство лилейные.
Класс однодольные. Корневище. Ядовито. Лекарственное
растение. Соцветие кисть. Дуговое жилкование. |
Хвойники |
Высокая декоративность. Образует
дернину. |
Молодило |
Приспособление к среде обитания.
Мясистость листьев. |
Папоротник щитовник мужской |
Отдел папоротникообразные. Споры.
Корневище. Перистый лист. |
ПЕРВОЦВЕТЫ |
|
Гиацинт
мышиный (мускари) |
Однодольные. Семейство лилейные. Дикорастущее. Растение степей. Луковица. На
территории края 2 вида: мускари голубой и мускари длинноцветковый. Занесён в Красную книгу России. Категория III вид редкий. Лимитирующий фактор –
сбор цветущих экземпляров. Цветут в апреле. |
Тюльпаны (многообразие сортов) |
Класс однодольные;
семейство лилейные. Строение цветка. Луковица. Многолетние. Плод коробочка. В
Красной книге 2 вида тюльпанов: тюльпан Липского,
Т. Шренка. Категория II, III на грани исчезновения. Растение
степей и высокогорий. Лимитирующий фактор – сбор цветов, распашка степей.
Цветёт в апреле – мае. |
Лилейник |
Класс однодольные.
Клубень. Лилейное жилкование. Обильное цветение. Неприхотлив. Быстрое
вегетативное размножение. Полутень; вынослив. |
Купена лекарственная |
Класс однодольные.
Семейство лилейные. Плод ягода. Растение наших
лесов. Декоративно. Цветёт в июне - июле, августе. |
Ландыш майский |
Класс однодольные.
Дуговое жилкование. Семейство лилейные. Ядовито.
Лекарственное растение. Занесено в Красную книгу России. Жестокое истребление
цветов. Соцветие кисть. Цветёт в мае. |
Ирис (многообразие сортов). Ирис болотный |
Класс однодольные.
Семейство косатиковые. Ирис болотный дикорастущее
растение. Корневище, узкий лилейный лист. Два дикорастущих вида: касатик
карликовый II категория, касатик ненастоящий III категория в Красной книге России.
Лимитирующий фактор – сбор цветов, выкопка корневищ, выпас скота. Цветёт апрель
– май. |
Копытень |
Цветёт в марте. Раннее появление
листьев. Эфемер. |
Пролеска сибирская |
Класс однодольные.
Семейство лилейные. Луговичное.
Декоративно цветёт в марте. Не растёт в Сибири. Растение лесов края. |
МНОГОЛЕТНИКИ |
|
Юкка |
Декоративное в
течение года.
Мечевидный лист. Укороченный стебель. |
Пион (несколько видов) |
Семейство пионовые.
В Красной книге России дикого пиона 3 вида, произрастающих
на Кавказе. Лимитирующий фактор – сбор цветов и корневищ, освоение степей.
Пион Витмана – категория II, пион Кавахский
– категория III. Листья дважды и трижды тройчатые.
Цветёт в апреле – мае. Декоративно. Paionis – целительный, врачующий.
Существует поверье, где растут пионы - исчезаю злые духи. Символ богатства и
долголетия. |
Юнона голубая |
Класс
однодольные. Луковичное. Вегетативное размножение, деление куртины.
Цветёт в июне. |
Стахис |
Седые. Густоопушеенныке
листья. Приспособление к среде обитания. |
Хризантемы (различные сорта) |
Семейство сложноцветных.
Засухоустойчив. Быстрое вегетативное размножение. Позднее цветение—октябрь,
ноябрь. В благоприятные годы на участке цветёт и в декабре. |
Нивяник |
Семейство сложноцветных.
Декоративен. Цветёт июнь – июль. Цветы белые. |
Рудбекия |
Семейство сложноцветных.
Декоративен. |
Мак восточный |
Многолетник. Цветок посвящен богу
сна и сновидений. Греки изображали этих богов с венками из маковых головок.
Декоративные листья, крупные алые цветы. Цветёт май – июнь. |
Мальва |
Семейство мальвовых.
Неприхотливо, многолетне. В природе края встречается несколько видов. |
Лаватера (хатьма)
|
Семейство мальвовых.
Родина Средиземное море. Растение наших степей. Солнцелюбиво,
засухоустойчиво. |
ОДНОЛЕТНИКИ |
|
Дельфиниум (живокость посевная) |
Самосев, вынослив. Цветёт май –
июнь. |
Георгина однолетняя |
Семейство сложноцветных.
Свето, теплолюбиво. Плод коробочка; трубчатые
цветы. |
Бархатцы(tagetas) много сортов |
Семейство сложноцветных.
Многообразие сортов, окраски: карликовые, средние и высокие растения
позволяют их широко использовать в озеленении. Неприхотливо. Долгоцветущее. |
Календула (ноготки) |
Семейство сложноцветных.
Ранне и долгоцветущее растение. В оттепель на участке цветёт в
декабре, а отдельные цветы в январе. Лекарственное. Отпугивает вредителей
сада и огорода. Неприхотливо. |
Астра |
Семейство сложноцветных.
Требовательно к поливу. |
Бальзамин |
Требовательно к поливу. Саморассеивание семян. Плод коробочка. |
Цинния |
Семейство сложноцветных.
Засухоустойчиво. Выносливое растение. Жёсткий лист – приспособление к
уменьшению испарения. |
Мирабилис (вечерня красавица) |
Воронковидный цветок. Крупные семена.
Название растения часто встречается при решении гепетических
задач. |
Матиола (левкой) |
Семейство крестоцветные.
Плод стручок. |
Лунария (лунник) |
Семейство крестоцветные.
Плод стручок. Декоративно. Используют для сухих букетов. |
Клещевина |
Масличная культура. Для получения
технического масла. В XIX веке один из помощников, служивший при посольстве
при пересадке шахе привёз семена. |
Кохия (летний кипарис) |
Пирамидальная форма. Невзрачные
цветки. |
Эшшольция |
Семейство маковые.
Неприхотлив. Седая окраска листьев. Долгоцветущее. |
Космея (космос, красотка) |
Миксбордер. Семейство сложноцветных. Самосев, высокая всхожесть семян. Высота
100 – |
Гипсофила |
При густой посадке можно
использовать, как бордюрные растения. При редкой
образует шарообразные кусты до |
ЧЕГО ДОЛЖНЫ ДОСТИЧЬ
УЧАЩИЕСЯ:
Умения
собирать плоды и семена, распознавать их, хранить, выявлять всхожесть,
производить посев.
Изготавливать
гербарии; распознавать основные виды растений, ухаживать за ними, осуществлять
их вегетативное размножение; распознавать основные виды сорных растений и
вредителей; осуществлять борьбу с вредителями и болезнями растений
механическими и биологическими методами; проводить фенологические наблюдения,
простейшие опыты; фиксировать и объяснять результаты; оценивать состояние
древесно-кустарниковых пород, цветочных культур, почвы; прогнозировать развитие
экологической ситуации на школьной территории, планировать и выполнять действия
по её улучшению, анализировать и объяснять значение своей работы на школьном
участке.
НОВОЕ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ.
Наблюдая за растениями, учащиеся
обогащают биологические знания.
Процесс
продуцирования веществ, протекает у всех растений одинаково, но листья могут
при этом сильно различаться, т. к. они бывают крупными или мелкими, цельными
или рассечёнными, зелёными, пятнистыми, пёстрыми. Основа же всех этих различий
в форме и окраске лист. Она – приспособление растений к окружающей обстановке.
Лист
– "Визитная карточка растения". Растения, имеющие жёсткие кожистые
листья, происходят из области с низкой влажностью воздуха. Они хорошо переносят
высокие температуры (цинния). Растения с
нежными листьями, выходцы из влажных мест, требуют полива. Растения с белыми
полосами на листьях больше света, чем растения с темно-зелеными листьями.
Фотосинтез происходит только в зелёных частях растения. Много света требуют
растения с опушёнными листьями, т. к. в этом случае свет достигает зелёной
части листа в ослабленном виде (цинния, стахис,
календула).
I.
Алгоритм в работе над проектом «Ландшафтный дизайн восточной клумбы»
1. Изучение особенностей территории.
а)
геометрическая форма
б) почва
в) освещённость по времени суток
г) удалённость от воды
д) обзор клумбы с территории участка
е) анализ имеющихся насаждений
ж) цель посадки
2. Анализ
II. Проект «Композиция восточной
клумбы»
План.
1. Рисунок клумбы
2. Цветовая гамма
3. Подбор цветов по цветовой гамме, времени цветения, руководствуясь
школьным каталогом растений.
4. Защита проекта.
III. Технология работы на клумбе.
Вид
работы |
Время
года |
Инструмент Оборудование |
Примечание |
1. Подготовка почвы 2. разбивка клумб согласно эскизам 3. посев семян |
Март, апрель Апрель, май Апрель, май |
Лопаты, грабли Лопаты, грабли, колышки, шнуры. Семена, тяпки |
Инструкции по технике безопасности
перед каждым занятием. Основываясь на теоретических
знаниях о времени посева и глубине заделки семян. |
Уход: 4. Прополка, полив. Удаление отцветшего 5. Наблюдение за ростом и развитием 6. Корректировка форм посадок
(подсаживание, удаление лишнего, обрезка) 7. Оформление гербария, заготовка
сухоцветов, сбор семян. 8. Подготовка почвы к зиме 9. Обработка семян 10. Работа по флористике |
В течение вегетационного периода — — — Октябрь, ноябрь Август, октябрь В течение года |
|
На основе наблюдений |
Изучение особенностей территории
«Восточной клумбы».
Проект «Композиция восточной
клумбы» разработала ученица МОУ СОШ № 10
Караваева Екатерина.
1. Клумба прямоугольной формы 1,5 х 4 (м).
2. Почва тяжёлая – суглинистый чернозём
3. Освещена во второй половине дня, т. к.
расположена с западной стороны хоз. построек
4. Удалённость от воды
5. Клумба просматривается со всех сторон
6. Имеющиеся насаждения: два молодых
куста сирени, пионы, многолетняя астра (высажены по продольной центральной
линии)
7. Цель посадки – озеленение школьного
двора.
Проект «Композиция цветочной клумбы»
Многолетняя астра. Цветение сентябрь, октябрь, цвет фиолетовый, высокая.
Сирень
белая, сиреневая. Цветение май.
Бордюр.
Ирисы фиолетовые, светло жёлтые, пёстрые, цветение май, июнь.
Хризантемы
белые, розовые, жёлтые, цветение октябрь, ноябрь.
Бархатцы
«Лимонная капля», низкие, цветение июнь, ноябрь.
Бархатцы
оранжевые, высокие, цветение июнь - ноябрь.
Цинния
«Красная шапочка», цветение июнь, ноябрь.
Памятка ученика –
консультанта по биологии.
1. Перед тем, как приступить к заданию,
проконсультируйся с учителем.
2. Разъясни товарищу, как работать
3. Контролируй правильность выполнения работы.
Последовательность выполнения работы.
1.
Познакомьтесь с
заданием
2.
Спланируйте свою
работу
3.
Распределите
задания внутри группы
4.
Выполните каждый
своё задание
5.
Обсудите
результаты своей работы и работы группы в целом
6.
Учтите недостатки
в работе, не допускайте их в дальнейшем.
Памятка используется для работы в классном помещении и на
цветочно-декоративном участке.
ЗАНЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ НА
УЧАСТКЕ ПО ПРОГРАММЕ Н. И. СОНИНА.
5 класс.
Курс природоведения.
На цветочно-декоративном участке
проводятся практические работы
1. Теоретическое исследование
разнообразия растений.
2. Теоретическое знакомство с
организмами различных сред обитания.
3. Теоретическое знакомство с растениями
различных природных зон.
4. Проведение наблюдений, опытов и
измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
6 класс.
Живой организм. Курс построен на основе сравнительного
изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
В результате изучения через экскурсии и
практические работы, учащиеся приобретают знания и умения, узнают:
—основные признаки живого;
—особенности тканей, органов и систем
органов растительных органов;
—основные жизненные функции всех
важнейших групп растительных организмов;
—характеристику природного
сообщества, экосистему, цепи питания.
Учащие учатся
—узнавать основные формы цветкового растения;
—распознавать органы и системы
органов изученных организмов;
—составлять простейшие цепи питания;
—использовать ткани растительных
организмов в лабораторных работах;
—строение корневых систем;
— строение почек;
—расположение почек на стебле,
простые и сложные листья;
—сухие и сочные плоды;
—строение семян
Используются
растения пришкольного участка.
В теме «Питание и пищеварение», учащиеся
учатся на примере растений, произрастающих на участке, знакомятся с питанием
растительного организма. Почвенным питанием, роли корня в почвенном питании,
воздушном питании, его значение.
В
теме «Опора и движение» - опорные системы организмов
В
теме «размножение» учащиеся изучают на растениях участка органы размножения
растений, размножение семенами, строение цветка, соцветия. Образование плодов и
семян.
На
лабораторных работах учатся черенковать растения.
В
разделе «Организм и среда» ученики наблюдают среду обитания организмов, факторы
среды, влияние факторов природы (t, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых
организмов.
В 7 классе
изучается многообразие живых организмов.
Школьный
участок служит подспорьем при изучении царства растений. На участке
представлены отделы: мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные растения.
Есть богатый материал по классам одно и двудольных растений.
Школьники
наглядно видят различные семейства, роды и виды растений. Узнают их.
На
живых экземплярах участка проводятся лабораторные работы по теме: «Строение
папоротника», «Строение шиповника».
В
9 классе в теме: «Общие закономерности растений живой природы» на участке
школьники знакомятся с примерами, показывающими индивидуальную изменчивость и
разнообразие сортов культурных растений, результаты приспособленности организмов
к среде обитания и видообразования. Знакомятся с растениями Красной книги.
Лабораторная
работа. Тема: «Изучение изменчивости, критериев вида. Результат искусственного
отбора на сортах растений».
Практическая работа № 2. «Изучение
приспособленности организмов к среде обитания».
Формируются
основные понятия: постепенное усложнение организации и приспособленности к
условиям среди живых организмов в процессе эволюции.
Умения
использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.
В теме: «Возникновение жизни на
Земле» устанавливается межпредметная связь – биология
– физическая география.
В
теме: «Обмен веществ и превращение энергии», наблюдая за растениями,
устанавливают межпредметные связи – биология – химия,
физика.
Ухаживая
за растениями, учащиеся наблюдают свойства жидкостей, тепловые явления.
В
разделе размножения и индивидуальное развитие организма. В результате летних,
осенних, весенних практических работ на участке, школьники знакомятся с
сущностью и формами размножения растений. Изучают биологическую
продолжительность жизни, саморегуляцию, раздражимость
и движение растений.
Богатый
материал участка позволяет успешно выполнять лабораторные работы по темам:
«Изучение изменчивости», «Построение вариационной кривой (размер листьев,
растений, плодов, цветков)». В этой теме учащиеся знакомятся с многообразием
сортов растений (астры, ирисы).
Раздел
V – основы
экологии. На участке богатейший материал для изучения абиотических факторов
среды и влияние на жизнедеятельность сообществ, для изучения форм
взаимоотношений между организмами.
Активизация мыслительных процессов. 6 класс. Тема: «Рост и развитие».
Тема урока: «Особенности индивидуального развития цветкового растения.
Прорастание семян».
Цель: изучить условия, необходимые для прорастания
семян |
|
Мыслительный навык Понимание и достижение |
Деятельность 1. Возьмите из коллекции семена. Отметьте их форму,
размер, структуру. 2. Посадите по 10 семян в стаканы. Пронаблюдайте за
ростом 1 стакан - 10 семян 2 стакан - 10 семян,
немного воды, на дно положить два слоя ткани. 3 стакан - 10 семян, много
воды. 4 стакан - 10 семян,
немного воды, поставить на холод. 5 стакан - 10 семян,
немного воды (на ткани) поставить в тёплое место, в тень. 6 стакан - 10 семян,
немного воды (на ткани) поставить в тёплое место на свету. (Опыт
закладывается за несколько дней до урока) |
Практическое применение |
Обеспечьте прорастания
семян, ведите запись их роста. Отберите наиболее быстро
прорастающие семена (под солнцем, в тени, или в разных средах). |
Анализ |
Сравните между собой темпы
роста семян в разных средах. |
Синтез |
Какие условия необходимы
для прорастания семян? Придумайте новый вид
семени, из которого, по замыслу, может вырасти растение высотой с дом. Как
будет выглядеть это семя. |
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
Работая
по программе Н. И. Сонина, я столкнулась с тем фактом, что практические работы
по выращиванию растений исключены, а именно практические задания необходимы для
большего контингента учеников школы.
По
этому, работая на участке, школьники овладевают новыми знаниями, навыками.
Декоративные
растения можно сажать весной и осенью. Ранняя осенняя посадка имеет
преимущества перед весенней. В нашем городе тёплая
длительная погода осенью способствует
отрастанию новых посаженных корней, и к
весне они приходят подготовленными к вегетации.
При
размещении растений на участке, учитываем биологические особенности каждого
вида и почвенно-климатические условия. Требовательность к освещённости, площади
питания, ухода.
Школьники
узнают, как правильно приготовить яму при посадке деревьев и кустарников. Яму
катают 60 х
Кол
устанавливают с северной стороны так, чтобы корневая шейка (с этим понятием
учащиеся тоже знакомятся на практике) была на 3 –
Если растение сажают весной, до распускания
почек, то для физиологического равновесия между корневой системой надземной
частью проводится обрезка. При этом уменьшается поверхность испарения,
обеспечивается нормальный или более интенсивный рост.
Размножение полюбившихся растений
черенками:
черенки заготавливают в двух стадиях:
1. одревеснение с вызревшими побегами
заготавливают осенью до начала вегетации (в состоянии покоя) (спирея,
виноград). Хранят от мороза прикопанными в земле,
песке – в погребе или в полиэтиленовом пакете в холодильнике.
Побег
режут на черенки длинной не меньше
Зелёные
черенки берут в активной вегетации. Дают высокий процент выживаемости
(чубушник, форзиция).
На
черенки берут среднюю часть побега текущего года. Черенки заготавливают утром с
листьями, режут в несколько междоузлий,
нижние листья удаляют, большие верхние листовые пластинки укорачивают. Время
заготовки черенков совпадает с цветением (июнь). Лучше укореняются черенки
«пяткой». Это когда Молодой побег отрывается от основного.
Размножение делением куста.
Растение аккуратно высаживают, делят на несколько частей, но не мелких,
иначе растение 2 – 3 года придётся доращивать (ирисы, дубки, ландыши).
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Эстетическое
воспитание – одна из важнейших задач.
На
уроке изучаются детали морфологии, физиологии, экологии. Но на красоту природы
как предмет специального воспитания учителя, а учащимся не остается…
Между
тем, закладывая важные основы профессионального обучения и трудового
воспитания, нельзя забывать решении других важных
задач. Наши дети должны уметь не только трудится, но и быть культурными в
природе, наслаждаться её красотой.
На
эту задачу науки и проведения указывал ещё Д. М. Писарев. От умения
наслаждаться природой жизнь детей станет ярче, полнее; они будут сильнее любить
и больше ценить свою родную землю.
Изучение ботаники, начиная со знакомства с
жизненными формами растений во время экскурсий. Первые ботанические
исследования сопровождаются беседой о строении трав, кустарников и деревьев, а
так же об их красоте и разнообразии, о колере и удивительных формах.
Осень…
Листья на деревьях, словно одежда на человеке. И, недаром, когда наступает
осень, говорят, что деревья обнажаются. В это время года особенно видно, как
растут и тянутся к свету ветви-руки. Сколько изящества и красоты в их изгибах и
поворотах. Растение суть такого движения – это завоевание необходимого
жизненного пространства, влияние атмосферного воздействия и окружающих
объектов, порой причудливо изгибающих побеги, что придаёт уникальность их
облику.
На
уроке биологии ребята узнают, что травянистые растения бывают прямостоячие,
стелющиеся, вьющиеся, цепляющиеся. Усы, прицепки и выросты на стеблях помогают
им крепиться к спорам.
Жилкование
листьев, пластины и форма листьев абсолютно индивидуальны, хотя и имеют
систематическое деление.
Цветы
также имеют различие, они могут быть одиночными или собранными в соцветия, их
венчики, сросшиеся или раздельные
лепестки; количество чашелистиков, тычинок, пестиков, характерно для каждого
вида.
В
душах детей удивление и восхищение природой во время ботанических экскурсий.
Зелень
светолюбивых экземпляров теплее и прозаичнее тепловыносливых.
Это связано с тем, что у листьев на свету меньше клеток с зелёными пигментами,
улавливающих свет для фотосинтеза, чем в тени. И часто у экземпляров одного
того же вида растения, которые выросли в неодинаковых условиях освещённости,
зелёная окраска будет различной.
У
растений, опыляемых насекомыми, цветки яркие, а у
ветроопыляемых – мелкие, блеклые, невзрачные. Неяркие пастельные оттенки имеют
венчики цветов, которые раскрываются вечером, так же, они лучше заметны в
темноте для опыления ночными насекомыми.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Человек
– неотъемлемая часть природы, уродливое отношение к которой, приведёт к
разрушению как физическому, так и духовному его самого. Окружающий мир полон
чудесных вещей, радующих нас своим многообразием форм и цвета. Это гибкие
травы, стройные деревья, нежные цветы и сочные плоды. Объекты форм вызывают у
детей естественные чувства удивления и любознательности. Но, как правило,
интерес детей часто сопровождается сбором огромных букетов полевых цветов,
плетением венков обрыванием первых побегов. Бережное отношение и любовь к
природе можно привить детям путём экологического воспитания их во время работы
на участке, знакомясь с процессами развития и взаимоотношения организмов.
На
участке дети видят не только растения, но и птиц, слышат их пение, насекомых,
узнают о взаимоотношениях этих организмов, учатся составлять цепи питания.
Экологическая
работа в школе начинается с 1 класса, с адапционного
периода. Много разработаны и рекомендованы для проведения динамического часа в
начальных классах, подвижные игры с экологическим уклоном.
Игры
проводятся во дворе школы. В ходе игры ребята знакомятся с видовым
разнообразием растений, узнают растения
по плодам, листьям, кроне. Младшие школьники с удовольствием играют в игры:
«Добеги до своего дерева» (узнавание дерева по листьям и кроне), «Найди свою
пару» (узнавание растения по листьям и плодам), «Найди, что назову», «Найди по
описанию», «Найди что покажу», «Кто кого ест». В 2003 – 2004 учебном году в 1 –
2, 4 – 5, 9 классах от краевого
экологического центра мною проводилась кружковая экологическая работа, и
наглядные примеры использования на цветочно-декоративном участке школы. Экологическая работа продолжается в 5 – 11
классах. Основным представлением в экологической работе является принцип:
«Прежде чем что-то сделать в природе, необходимо изучить её законы, чтобы не
было ещё большего вреда». Хочется передать своим ученикам не только
экологические и биологические знания, но и умения и готовность применять их в
конкретной созидательной деятельности в природе.
ЭКСКУРСИИ И
КУБАНОВЕДЕНИЕ.
Задания,
получаемые перед экскурсией, направлены на развитие способностей учащихся, на
включение их в активный творческий процесс. Наблюдения над объектами природы,
обработка собранного материала, анализ результатов, формулировка выводов.
На
основе краеведческого принципа на экскурсиях решаем, как учебно-познавательные,
так и проблемы нравственного и эстетического воспитания школьников. К. Д.
Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что
прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с
которым трудно соперничать влияние
педагогов».
На
экскурсию дети приходят впервые с воспитателем детского сада и продолжаются они
с 1 по 11 класс.
Любовь
к природе, бережное отношение к ней воспитывается у школьников во время
изучения ландшафтов, растительности и животного мира родного края, близких и
дорогих сердцу человека мест. Краеведение имеет особое значение в воспитании
высокой культуры поведения при общении человека с природой.
Наблюдая
за растениями на участке, школьники знакомятся с сортовым и видовым
многообразием, с некоторыми растениями, дикие виды которых занесены в «Красную
книгу» края, России, с растениями различных природных зон края.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Придя
в 10 – 11 класс, учащиеся имеют багаж знаний видового разнообразия растений,
практические навыки по ухаживанию за растениями. Результаты долгой работы видны
при выполнении лабораторных работ и составлений отчётов по экскурсиям в 10 – 11
классах. Большинство учащихся 83 – 90 % в 11 классе получают «4» и «5» за
отчёты по экскурсиям по теме: «Приспособление организмов к среде обитания»,
«Изменчивость организмов (окрестности школы)», «Природная экосистема», «Влияние
на окружающую среду с/х и промышленного производства.
Прекрасно
справились с работой «Способы размножения растений в природе (окрестности
школы)» - отчёт по экскурсии учащихся 10 классов.
Учащиеся
показали знание видового разнообразия растений, способы размножения, выделили
наиболее часто используемые человеком на практике способ размножения растений.
Большинство учащихся обосновано делают свои выводы.
Процент учащихся 10 – 11 классов,
выполнивших лабораторные работы и отчёты по экскурсиям на «4» и «5»
Работа на участке у учащихся
формирует знания практической направленности. Школьники не только знакомятся с
многообразием растений, особенностями ухода за ними, они учатся закладывать
опыты, наблюдать, делать выводы, расширяют свой кругозор, оформлять клумбы. Мои
ученики ежегодно, на протяжении 6 лет занимают призовые места на городских
олимпиадах по экологии, являются победителями городских экологических
конкурсов, участвуют в краевых олимпиадах, краевых и всероссийских конкурсах.
Результаты
олимпиад и конкурсов.
2000 –
2001 –
2003 –
2004 –
Мои
ученики учатся на экологических факультетах, медицинских вузах, получают
специальности, связанные с туризмом и уже работают в экологической службе
города.
Китайская
древняя пословица гласит: «Внутри сада есть ещё сад». Сад в китайском понимании
– это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». Так и наш
«сад», заложенный и ухоженный учениками школы – это мир, в котором по
возможностям и способностям трудятся все, где воспитывается любовь к родному и уже несколько лет отсутствуют случаи вандализма.
Созданы условия для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного
развития, сохранения его здоровья, умственных способностей, понимания ценности
здоровья, здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа
на цветочно-декоративном участке позволяет на практике воплощать цель
биологического образования, предусмотренную программой по биологии – подготовка
биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать
значение жизни, как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой
на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической
культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний, то есть, решать в комплексе задачи
экологического, эстетического воспитания, трудового и предпрофильного
обучения. И, непосредственно эта работа поможет овладеть и навыками
практического применения.
А
как отмечено Министерством Образования России, по результатам ЕГЭ одной из
слабых сторон в ответах учащихся – неумение применять биологические знания на
практике.
Возвращаясь
к словам Ф. Тютчева, которые определяют лейб - мотивом моей деятельности, соприкасаясь
с природой, дети осознают, что природа не «слепок». «В ней есть душа» - она
радуется, она ранима, она болеет. Человек – часть природы, и «свобода» в
природе – свободная личность, которая должна быть в гармонии с собой и окружающим миром. «Любовь» - природа
поглощает любовью. За одиннадцать лет обучения школьный двор становится малой
Родиной. Здесь формируется сознательная любовь.
«В ней есть язык…» «Мои
опадающие листья – язык грусти, но будет весна». «Мои обильные цветы говорят,
что мне хорошо!»
Работа
на цветочно-декоративном участке позволяет реализовать задачи, указанные в
программе и готовит школьника к жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Ландшафтный дизайн» О. И. Кочережко, Ж. В. Кочережко
Изд.
Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 год
2. Основы ландшафтного проектирования и
ландшафтной архитектуры
Н. А. Нехуженкко.
Издательский дом «Нева» 2004 год
3. «Детям о природе» экология в играх.
А. М.
Потапова. Ярославль. Академия холдинг. 2002 год.
4. «Дидактические игры для ознакомления
с растениями»
В. А. Дрязгунов. Москва. Просвещение. 1981 год
5. Журналы «Цветоводство». Москва. 1992
–
6. Журнал «Воспитание школьника» № 5.
7. Пам. Петров К. «Здоровье сберегающая
деятельность в школе»
8. Журнал «Образование в современной школе» № 2.
9. Тверская П. В. «Здоровье сберегающий подход в
развитии успешности ученика».
10. Программно-методические материалы.
Биология 6 – 11 классы. «Дрофа». Москва . 2001г. Стр. 3.
11. Анализ современного урока. Изд. «Учитель»,
Ростов-на-Дону,
12. Одарённые дети. КЭРОЛ, Тэкэкс. Москва, «Прогресс», 1991г.